Мои перчатки слишком дорогие, чтобы бросать их в кого попало.
![изображение](http://cdn.thedarkswarm.com/somagame/gfx/soma-title.png)
В результате дорожной аварии продавец книжного магазина Саймон Джаретт из Торонто получил серьёзную травму мозга. Прогнозы врачей были неутешительны, и он решил принять участие в экспериментальном лечении доктора Мунши. День был назначен, событие, хоть и очень волнующее для конкретного человека, в целом для мира незаметное, но кто бы мог представить, что закрыв глаза в кресле для томографии в 2015 году, мгновение спустя Саймон откроет их на борту глубоководной станции в 2104?
Если подумать, то в довольно печальную эру мы живём. Я конечно не имею в виду войны, голод, рабство, религиозных фундаменталистов и сиквелы. Нет, мы живём в эпоху, когда даже в художественных произведениях за громкими словами: свобода, порядок, тоталитарность, повстанцы, непонятно зачем и почему повстающие, не стоит никакой мысли и рассуждений. Всё мало мальски успешное практически сразу превращается в развлекательный эскапизм по франшизе. Тем ценнее, что остаются компании, которые создают не продукты, а произведения.
Я многого о сюжете не скажу (может быть мне удастся и вас соблазнить на игру, поверьте, она своего времени стоит), но это лучшее в хоррор и около него жанр, из всех в которые я играла. Несмотря на крохотное число опасностей по пути, SOMA обладает куда более гнетущей и настораживающей атмосферой, чем Биошоки и Дед спейсы. Даже не за счёт отсутствия возможности хоть как-то оборонятся или нахождения во враждебной среде, а за счёт дозированности и разнообразия. Здесь угрожающие элементы будут появляться крайне редко, они не обязательно будут опасны, но только пока вы не сделаете одно... а вот это одно разнится - некоторым созданиям не стоит попадаться на глаза, другие страшно не любят, когда на них смотрят, на третьих можете хоть фонарём вплотную светить, четвёртые вообще ничего не любят. Общее у них одно: в тот самый момент когда вы могли бы заскучать или уверится в своих силах, вам придётся изобрести новую тактику.
Больше всего меня зацепил уровень, отражающий мой страх - тёмной воды. В океанских глубинах SOMы толком ничего не разглядишь, но здесь действительно ощущается абсолютно чуждая и враждебная к человеку среда. Жутко просто когда смотришь на индикатор глубины и видишь отметку "более 5000" метров. Жутко, когда поднимаешь голову наверх, и видишь как из темноты, под слабый свет ламп, на тебя, как плотное снежное облако - это всё что осталось от плоти тысяч существ, умерших в другом мире - просто выше. Жутко, когда вокруг не остаётся красок, а только серая пещера, полная глубоководных крабов-пауков, замирающих, стоит направить на них свет прожектора, но тут же вновь суетящихся на границе видимости, стоит отвести от них свет. Жутко, когда огонёк, к которому ты шёл с чувством облегчения, вдруг шевелится, подплывает поближе, и ты едва можешь разглядеть в темноте, но можешь, что у этого огонька есть плавники и пасть, и размеров он не самых скромных. Жутко, когда в полнейшей темноте, под звук собственного тяжёлого дыхания и скрежет песка о твой скафандр, идёшь вслед за маленьким роботом, который с ощутимым трудом пробирается сквозь быстрое течение в мутной воде. Да вы этот момент мне было так неприятно, что я надеялась сдохнуть, только бы избавиться от этого кошмара!
Что до сюжета, то что можно назвать жизнью? Что такое личность? Где находится человек? Многие из этих вопросов я уже давно рассмотрела и нашла для себя ответы, на многое смотрю кардинально иначе, но я всё равно очень рада, что игра поднимает эти темы и побуждает обсуждать их и вновь осмысливать себя и мир вокруг в целом. Есть неприятные моменты, есть моменты, котоыре могут кого-то тронуть или расстроить, шокирующих откровений точно ждать не стоит, но в философии просто нет универсальных ответов, и главное - поставить правильный вопрос.
И крайне печально, что игра до сих пор - полгода спустя после выхода, всё ещё не окупилась.
И после всего этого, стоит ли играть? Определённо. Только не корсарьте, поддержите хорошую команду Frictional Games, у которой настолько нет денег, что она даже не может снять себе офис, но продолжает делать новые проекты, а не какие-нибудь сиквелы.
И немного моего ворчания по сюжету и итогам.
И опять не написала пост в прайм-тайм, никаких мне обсуждений!
А объекты, созданные ИИ, явно людьми не были, так что по результатам наблюдения за ними человека точно не получится. Возможно, спустя множество веков проб и ошибок что-то путное на свет и вползет, но это явно не будет иметь отношения к человеку и к естественной эволюции, продукты которой ИИ быстро и очень рьяно принялся загаживать. Что случалось с Землёй, когда в неё попадали крупные метеориты уже известно, но а что случится после такой выходки неорганики - абсолютная загадка. Поэтому этого творца я отключила, пусть и действовал он из самых лучших побуждений.
именно
Опять таки, что будет с обитателями Ковчега. осознающими, что они заперты в стагнации без возможности на что-то повеять? Когда они начнут желать "не быть"? С другой стороны лучше хоть такое что-то, чем ничего.
Нда, в какой-то момент даже бессмертие может надоесть, ведь естественный цикл жизни - в рождении и смерти, взрослении человека, его развитии естественным путем... а тут что? Достаточно ли им будет этого симулятора рая, чтобы быть счастливыми во веки вечные? Не думаю.
+1
но я бы не назвал сому хоррором, это всё же тот же симулятор ходьбы с хоррор элементами, однако в который и правда завезли сюжет с большой буквы. И имхо, надо было закончить на том как гг остался под водой один )
И имхо, надо было закончить на том как гг остался под водой один )
Наверняка были опасения, что люди будут недовольны слишком мрачным финалом, и добавили эпизод с Саймоном-4.